Главная страница  Физика природных явлений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117


клетки. В результате потенциал аксона еще сильнее сдвинется в положительную сторону, мембрана еще более просветлится для натрия, приток этих ионов внутрь клетки еще более усилится. Таким образом, первоначальный сигнал играет роль своеобразного спускового крючка , который приводит в действие взаимно усиливающие друг друга процессы, следствием чего будет смена отрицательного потенциала верхнего конца аксона на положительный. Граница участка аксона, где произошла смена знака потенциала, будет, очевидно, расширяться,- ведь изменение разности потенциалов в нем будет неизбежно приводить к изменению натриевой

проницаемости мембраны на соседних участках. В то же время, после того как ионы натрия закончили на данном участке свое перемещение внутрь аксона, восстанавливаются прежние свойства мембраны и, как следствие, восстанавливается прежний потенциал аксона. Таким образом, по аксону сверху вниз распространяется всплеск положительного потенциала- это и есть электрический сигнал, несущий мышцам команду сокращаться. На все это требуется время порядка миллисекунды; по прошествии этого времени аксон снова приходит в исходное состояние и готов к транспортировке следующего импульса.



Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...

Ф. И. Тютчев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Беседа за круглым столом

(В беседе участвуют автор

и несколько воображаемых читателей)

Автор. Вы прочитали книгу. Хотелось бы знать, как она отозвалась , какие пробудила мысли, какие вызвала вопросы или возражения.

Читатель А. Здесь много совсем новой для меня информации. Я познакомился с явлениями природы, о которых раньше лишь кое-что слышал или вообще ничего не слышал. Я увидел, что даже привычные природные явления, над которыми мы обычно не задумываемся, имеют интересное физическое объяснение.

Читатель Б. А многие явления, как я понял, до сих пор по-настоящему не объяснены.

Читатель В. У меня сложилось представление (особенно после чтения Калейдоскопа ), что немало природных явлений вообще осталось за рамками книги.

Автор. Согласен - здесь рассмотрено и проанализировано большое число явлений природы, но исчерпать тему, конечно, не удалось. Да это и невозможно. Остающееся после чтения ощущение, что разговор о физике в природе далеко не окончен, совершенно естественно. И, надо признаться, я сознательно хотел усилить такое ощущение, заканчивая книгу главой Калейдоскоп . Полагаю, что все это должно пробуждать в читателе желание самому принять участие в изучении природы. А изложенный в книге материал, возможно, убедит его в том, что объект крайне интересен и заслуживает изучения. Одним словом, главную задачу я видел в том, чтобы привлечь внимание к явлениям природы и, в частности, к физике этих явлений.

Читатель А. Мне кажется, что книга эту задачу решает. Раньше я как-то не обращал внимания на снег, лед, туман, облака, радугу. Слишком уж все это привычно. Сообщения о том, что где-то случилось землетрясение или произошло извержение вулкана, воспринимались безразлично: услышал - и тут же забыл. Теперь у меня появился интерес ко всему этому. Я не знаю, буду ли когда-нибудь изучать природу, но во всяком случае воспринимать то, что в ней происходит, я буду не безразлично.



и потом хочу сказать, что сам предмет физики стал казаться более интересным. В учебнике почти ничего нет о природе. А ведь такие скучные разделы, как фазовые переходы (конденсация, кипение, испарение, замерзание, таяние), наверное, показались бы совсем не скучными, если их проиллюстрировать туманом, облаками, гейзерами, ледниками и т. п.

Читатель В. Почему вы выбрали именно такую последовательность рассмотрения явлений в книге? Была ли в этом какая-нибудь идея?

Читатель Б. Может быть, следовало распределить все явления, придерживаясь структуры учебника по физике?

Автор. С самого начала мне было ясно, что раскладывать явления природы по четырем привычным полочкам - механика, теплота, электричество, оптика - я не стану. Возможно, что так удобнее изучать физику, однако природе до этого нет дела. Очевидно, что многие явления попросту не укладываются в рамки того или иного раздела физики. В грозе представлены и теплота, и электричество, и оптика. В полярных сияниях - электричество и оптика. Говоря о снеге и льде, мы используем механику, теплоту, оптику. Но дело не только в этом. Все это не главное. А главное то, что в центре внимания в книге должна была стать, как я считал, сама природа, и уже только потом - науки, исследующие ее. Вряд ли следует по данной книге изучать физику - в ней рассматривается не физика, а природа. А физика используется как одно из средств изучения природы. Причем используется не только физика, привлекаются также химия, биология, геология.

Читатель В. И все же почему природные явления обсуждаются в книге именно в такой, а не в какой-то другой последовательности?

Автор. Я начал с рассмотрения явлений, масштабы которых относительно невелики; такие явления можно наблюдать при соответствующих условиях в любой стране, практически в любой местности. Они почти или вовсе не опасны. Все могут их наблюдать и наблюдали неоднократно. Это закат солнца, мираж (его ведь можно увидеть отнюдь не только в пустыне), туман, облака, тучи, молния, радуга, гало, эхо. Затем я перехожу к явлениям крупномасштабным. Рассматривая их, приходится обращаться к географической карте. Среди этих явлений много грозных: тайфуны, цунами, извержения вулканов, землетрясения, бури, лавины.

Кроме того, есть логика в том, что те или иные главы соседствуют друг с другом. Миражи поставлены рядом с солнечными закатами, так как главное здесь - рефракция света в атмосфере. Туман, облака, тучи, молния - эта связка глав совершенно очевидна. Радуга и гало имеют одну и ту же природу. Органически взаимосвязаны полярные сияния и свечение моря (в обоих случаях мы имеем дело с люминесценцией), эхо и природные сонары, волны на море и нашествия морских волн, вулканы и землетрясения. Последняя связка состоит из трех глав - все они посвящены снегу и льду. При обсуждении того или иного явления практически не приходилось забегать вперед , зато ссылок на предыдущие главы в книге немало. Это также указывает на логичность выбранной последовательности рассмотрения природных



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.